Промывка инжектора (форсунок)
Промывка инжектора (форсунок)

Чистка форсунокИз личного опыта и практики автосервиса попытаемся ответить на вечный вопрос многих автовладельцев: «Нужно ли проводить чистку инжекторов?» Ведь иногда приходится сталкиваться с категоричными мнениями, что очистка, наоборот только навредит или результатом чистки будет повышенный расход топлива…


Ну что ж, попытаемся дать Вам исчерпывающий ответ на этот, и, может быть, некоторые дополнительный вопросы, возникающие при диагнозе «чистка инжекторов».

 

Причины засорения форсунок инжекторов

Со времен существования в автомобилях карбюраторных двигателей автолюбителям со стажем, и тем более профессионалам, хорошо известны причины засорения системы питания двигателей. На первый взгляд, не существует ничего нового в причинах засорения топливной системы и двигателей нового поколения – инжекторных. Главные из них – некачественный бензин, «плохая» очистка воздуха, и, в любом случае, постепенное образование смолистых (углеводородистых) отложений с увеличением пробега.
Все верно. Но новые системы впрыска очень чувствительны к качеству бензина.


В силу сравнительной простоты устройства карбюраторной системы питания она обладает таким техническим преимуществом, как минимально возможной чувствительностью к качеству бензина. Без особой разницы – этилированный или неэтилированный и даже низкосортный бензин – не столь большая проблема для «всеядного» карбюратора. Попутно отметим такой плюс, как относительная простота обслуживания карбюратора. Для некоторых автолюбителей не проблема самостоятельно (особенность прошлых времен «не простой жизни» автолюбителей) почистить карбюратор, не говоря о чистке в условиях автосервиса.


Совсем иная ситуация сложилась с эксплуатацией и техническим обслуживанием двигателей нового поколения, оборудованных системами: моно-впрыска (одноточечный, SPI), распределенного (многоточечный, MPI) или непосредственного (GDI) впрыска топлива. Их основные преимущества – меньший расход топлива, нет проблем с холодным стартом, отсутствие необходимости в частой регулировке. Но есть и минусы. Еще до их широкого распространения выяснилось, эти системы более требовательны к качеству бензина. В данных системах форсунок много, а их жиклеры имеют гораздо меньший диаметр в отличие от жиклеров карбюратора, что является причиной их ускоренного засорения. Проблему засорения мелкими механическими частицами предельно малых проходных сечений каналов форсунок эффективно решили при помощи сменных, более тонких по степени очистки фильтров. Но самые эффективные фильтры не могут качественно изменить бензин. Сера и тяжелые фракции без проблем преодолевают топливные фильтры. А так как форсунки располагаются в верхней части двигателя, в зоне самых высоких температур, то под их воздействием в тонких каналах происходит образование смолистых отложений. Кратко, но более интенсивно, этот процесс протекает, когда двигатель остановлен и наблюдается кратковременный перегрев корпуса инжектора. Каналы форсунок в это время не охлаждаются бензином, как это происходит в рабочем режиме. Очевидно, что в любом режиме этот процесс протекает тем активнее, чем ниже качество бензина. Смолистые отложения постепенно, но неотвратимо, уменьшают проходные сечения каналов вплоть до их полного перекрытия. И если первоначально меняется только качество распыления топлива – изменяются направление и форма факела распыла, то поздней, с ростом отложений, падает и количество впрыскиваемого бензина. Потеря мощности и приемистости, неустойчивая работа в режиме холостого хода, повышенный расход топлива, плохой запуск двигателя (особенно в условиях «крепких морозов») – одни из ярких признаков последствий смолистых отложений в каналах форсунок инжекторов. Важное примечание: указанные косвенные признаки могут являться проявлением и других неисправностей двигателя. О диагностике будет сказано ниже. Собственными силами с очисткой форсунок инжектора автолюбителю не справиться – привести в порядок, вне условий автосервиса такую систему нереальное дело.

Периодичность чистки системы впрыска

Общая и личная практика позволяет нам утверждать, что – при работе на отечественном топливе инжекторы нуждаются в очистке через 20–30 тыс. км пробега автомобиля. Или примерно через два года эксплуатации. Точно назвать сроки и (или) пробег трудно, поскольку все зависит не только от условий и района эксплуатации, но и от случайных факторов, например: сбои в электронной системе управления двигателем (сбои рабочих режимов систем питания или зажигания). Надо помнить о том, что засорение системы питания может произойти в короткий срок, если приходилось заправляться низкокачественным бензином. Заправляя автомобиль на проверенной, внушающей доверие АЗС (сети АЗС) можно благополучно проездить несколько лет, и так же возможно в любой момент, довершившись случайной заправке, «попасть» на суррогат.

Комплексные очистители топливной системы

Среди жидкостных способов есть кажущийся простым, доступным, и потому рассматриваемый как вариант самостоятельной чистки инжектора. Он основан на подмесе прямо в топливо специальных растворителей (присадок). Порекомендовать его не можем и не только потому, что он не имеет никакого отношения к услугам автосервиса. И скажем больше – прошу не ставить экспериментов с топливными системами требующих очистки. Риск связан с механизмом  действия и основным достоинством такого способа – промывка всей топливной системы, от бензобака до форсунок. Как пишут в аннотациях к этим средствам автохимии: «препарат удаляет все виды грязей, со всех деталей топливной системы, начиная с бензобака и заканчивая камерой сгорания». Химические активные вещества (растворители) «комплексного очистителя» заливаемого в бак, растворяя отложения и грязь в нем, а так же в бензопроводе, топливном фильтре, провоцируют еще большее засорение тончайших каналов форсунок. Приводят к росту отложений в топливной рампе и регуляторе давления. Необходимо особо подчеркнуть назначение этих средств автохимии – они являются профилактическими. Как указывается изготовителями в аннотациях к ним: «процедуру очистки проводить каждые 2 тыс. км » или « рекомендуется для регулярного использования при каждой заправке автомобиля». Даже самые «мягкие» («безопасные») из этих препаратов по действию, рассчитаны на применение в изначально чистой бензомагистрали. Одним из плюсов этих препаратов преподносится возможность чистки форсунок без разборки системы. И хотя это общее свойство жидкостных (химических) способов очистки, этот плюс мнимый. Схема и механизм действия жидкостной очистки форсунок, применяемые на нашем автосервисе, радикально отличаются от действия «комплексных очистителей».


Диагностика инжектора производится с помощью различного специального тестового оборудования, однако все эти тесты носят косвенный характер по отношению диагностики физического состояния самих форсунок. Для непосредственного диагностирования форсунок их необходимо с двигателя демонтировать, это без вариантов.


Мы производим диагностику форсунок с помощью специализированного многофункционального стенда . На этом стенде мы проверяем работу электрической части форсунок по всем параметрам, в том числе доступен контроль характера распыления (форма факела). Определяем расход топлива, наличие и величину утечек, проверяем открытие клапанов инжектора. Широкие диагностические возможности стенда позволяют определить всевозможные неисправности и локализовать их источник. А наличие большого количества адаптеров (переходников) позволяет устанавливать на стенд форсунки различных производителей, используемых на автомобилях. Если диагностика покажет, что инжекторы «больны» – их очистка неизбежна.

Важно!

Главное понимать, что процедура очистки инжекторов двигателя Вашего автомобиля – это обязательная процедура, и, проводя ее в комплексе, достигаются необходимые результаты для нормальной работы «сердца» Вашего автомобиля.

Очень важно!

При проведении работ, связанных с очисткой инжекторов, далеко не лишним, а в некоторых случаях и обязательным, есть чистка или замена топливного фильтра, замена всех уплотнительных колец каждой форсунки и замена свечей зажигания.

 

Внимание! Акция!

Проводя шиномонтаж
4-х колес скидка 50 % на проверку углов установки колес
(развал/схождение)!


1 2 3 4 5 4 5